Бесплатная консультация

Как разговаривать с коллекторами правильно?

Если допустить просрочку по кредиту или займу, то рано или поздно придется столкнуться с коллекторами. Их задача — всеми возможными законными способами в досудебном порядке добиться оплаты задолженности. Но в реальной жизни при общении с ними можно столкнуться с угрозами и неправомерными действиями с их стороны. Как разговаривать с коллекторами? Какие советы на этот счет дают юристы по банкротству? Можно ли просто отказываться от общения с коллекторами и, к примеру, заблокировать их номера?

Законодательная база

Коллекторская деятельность законна. А регулируется она положениями Федерального Закона №230. И там четко описано на что коллекторы имеют право, а что им делать по новому закону запрещено. И если с их стороны будут противоправные действия, то это основание для лишения лицензии коллекторской фирмы.

Список того, что коллекторы могут делать по ФЗ №230:

  • Связываться с должником по телефону или встречаться лично. Не более одного звонка в день, двух — в неделю, восемь — в месяц. Также допускается не более 1 личной встречи в неделю.
  • Присылать письменные уведомления, являющихся напоминанием о необходимости оплатить задолженность.

Что коллектор не вправе делать?

Перед тем как разговаривать с коллекторами по телефону или лично, необходимо разобраться в том, что считается противоправными действиями с их стороны по ФЗ №230:

  1. Распространение сведений о наличии долга или персональной информации должника без его согласия. Причем, публикация данных в интернете тоже под запретом.
  2. Уведомлять каким-либо образом родственников или работодателя о наличии задолженности. Требовать с родственников должника оплаты долга — запрещено. Отправлять какие-либо уведомления на работу — тоже нельзя.
  3. Писать или звонить в ночное время. В будние дни — с 22 часов вечера до 8 утра. В выходные — 20 часов вечера до 9 утра. «Ночные» звонки, СМС или уведомления в мессенджере — под запретом.
  4. Звонить с анонимных или «зашифрованных» телефонных номеров.
  5. Коллекторы не могут предъявлять каких-либо претензий недееспособным гражданам (в том числе ограниченно дееспособным), инвалидам 1-й группы и несовершеннолетним лицам, признанным банкротами гражданам.

Нарушение хотя бы одного из пункта является основанием не только для отказа в сотрудничестве, но ещё и поводом для подачи жалобы. То есть коллектор имеет право звонить должнику, но это не могут быть ежедневные звонки и тем более — в ночное время суток.

Как разговаривать с коллекторами?

Естественно, четкого алгоритма, как следует общаться — нет. Но есть правила, которые рекомендуется соблюдать при любом разговоре:

  1. Включить перед ответом на звонок (или при личном общении) диктофон. Также следует уведомить коллектора о том, что разговор записывается. Если должник заблаговременно не подготовился, то можно попросить перезвонить через 5 – 10 минут и за это время подготовить диктофон.
  2. Поинтересоваться, от имени какой организации совершается звонок. Также обязательно нужно потребовать собеседника представиться, назвать свои ФИО, должность. Если на эти требования получен отказ, то рекомендуется просто положить трубку.
  3. Отвечать и общаться только спокойным тоном. Многим сотрудникам коллекторских агентств ставят задачу вывести из себя должника, используя психологическое давление. Это один из способов спровоцировать «клиента», что в дальнейшем ему усложнит отправку возможной жалобы на деятельность коллекторов. Следует помнить, что с их стороны все звонки также записываются. И эти материалы при судебном разбирательстве обязательно будут прослушаны.
  4. Не отвечать на всевозможные провоцирующие вопросы. К примеру: «как вам не стыдно?» или «почему вы подставляете компанию?». Можно говорить, что от исполнения финансовых обязательств должник не отказывается, но в данный момент денег на оплату долга нет.
  5. Не давать никаких обещаний. А также не следует рассказывать о «тяжелой жизненной ситуации». Если должник потерял работу, кто-то из его близких заболел или умер, то следует направить в коллекторскую компанию письменное уведомление об этом, подкрепив его документально.
  6. Не предоставлять какой-либо информации о себе или своих близких. Например, не рассказывать, в какой школе учится ребенок, когда жена или муж бывают дома, кто проживает вместе с должником и так далее.
  7. Не отказываться от исполнения финансовых обязательств. Коллекторы часто могут пытаться зафиксировать факт отказа. Поэтому всегда стоит акцентировать внимание на том, что должник делает все возможное, чтобы в кратчайшие сроки оплатить долг. Но конкретные даты называть не следует.

Также после окончания разговора рекомендуется проверить, действительно ли существует и зарегистрирована соответствующая коллекторская компания. Все необходимые данные содержатся в открытом реестре ФССП.

Вполне возможно, что коллекторы будут звонить гораздо чаще, нежели это разрешено законом. Юристы рекомендуют отвечать на эти звонки, при этом фиксировать каждый из них с помощью диктофона и выписки от оператора мобильной связи. Всё это — доказательная база для дальнейшего обращения в суд и защиты собственных прав.

Основание деятельности коллекторов

Коллекторы имеют право контактировать с должником только после того, как они оформили уступку прав требования либо заключили договор оказания услуг. То есть, если кредит должника был «выкуплен» ими либо кредитор нанял их для оказания услуг по взысканию задолженности. При этом между МФО или банком и коллекторской компанией обязательно должен быть заключен соответствующий договор. Должнику (заемщику) обязаны отправить копии документов. Если их не предоставили, то от общения с взыскателями можно отказаться и полностью игнорировать их требования. Жалобы на действия коллекторов рекомендуется направлять в ФССП.

Пример телефонного разговора с коллектором

Что отвечать коллекторам при телефонном звонке? Здесь тоже четкой инструкции нет. Главное — сохранять спокойствие, не предоставлять какой-либо дополнительной информации о себе и не забывать о том, что разговор записывается. И коллекторы довольно часто общаются шаблонно. То есть задают примерно одни и те же вопросы, используют схожие методы психологического давления.

Пример одного из таких разговоров:

— (Коллектор) Здравствуйте! Вас беспокоит компания «Верните заем». Меня зовут Елена К. Вы Евгений Петров?

— (Должник) Здравствуйте! Да, слушаю.— (К) У вас просроченная задолженность по кредиту. На текущий момент общая сумма долга составляет 40 тысяч рублей. Подскажите, когда вы собираетесь погасить задолженность?

— (Д) Я не получал никаких документов о наличии задолженности перед вашей компанией.

— (К) Мы уже отправили вам документы на почту. Проверьте пришедшие ранее вам письма. Так, когда вы планируете оплачивать долг?

— (Д) Извините, я не могу ответить вам на этот вопрос. Сперва я хочу получить подтверждающие документы и изучить их. На текущий момент мне не удалось с ними ознакомиться.

— (К) То есть я фиксирую отказ от выполнения обязательств по договору?

— (Д) Нет, я не отказываюсь от оплаты. Хочу предварительно ознакомиться с документами.

— (К) Где вы сейчас проживаете? Куда нам отправить копию документов? На какой адрес?

— (Д) Я не обязан вам предоставлять такую информацию. В том числе о своем текущем местоположении. Если вы коллекторское агентство и заключили договор с каким-то кредитором, то все персональные данные можете запрашивать только у него.

— (К) Уважаемый Евгений, давайте не будем усложнять ситуацию. Если хотите, я могу перезвонить вам через несколько часов. Думаю, этого времени вам хватит для того, чтобы ознакомиться с документами и понять, что от бездействия долг будет только увеличиваться.

— (Д) Вы можете звонить мне не более 1 раза в день. Причем только в дневное время суток. Прошу не нарушать действующие законодательные нормативы.

— (К) Вы же понимаете, что у вас из-за всего этого испортится кредитная история? А долг в любом случае придется оплачивать. Либо добровольно, либо через суд. А это грозит вам и описью имущества, и изъятием недвижимости.

— (Д) Спасибо за предоставленную информацию. Вы ещё что-то хотите мне сообщить?

— (К) Всего хорошего. До свидания.

— (Д) Хорошего вам дня.

В данном диалоге должник не только оставался спокойным на протяжении всего разговора. Но также четко обозначил, что он понимает свои права, а также знает об обязанностях самих коллекторов. При этом должник не предоставил никакой персональной информации о себе, а также не давал никаких обещаний.

Коллекторы пришли домой-как быть?

Что говорить коллекторам, если они пришли к должнику домой? Во-первых, следует помнить, что они могут это делать не более 1 раза в неделю. Во-вторых, гражданин не обязан с ними контактировать, открывать им дверь или впускать к себе домой. Стоит придерживаться следующих правил:

  • все происходящее записывать на видео;
  • по возможности задействовать свидетелей, общаться только в их присутствии;
  • ни при каких обстоятельствах не пускать коллекторов в свой дом или даже на территорию земельного участка, владельцем которого является должник (оптимальный вариант — это встречи на нейтральной территории);
  • требовать документы от собеседников (удостоверение личности, а также копию договора о переуступке прав требования);
  • говорить честно о своих намерениях, без ложных обещаний, не отказываться от исполнения обязательств по договору;
  • говорить спокойно и не реагировать на все возможные провокации со стороны коллекторов.

И следует помнить, что оплачивать долг непосредственно при встрече нельзя. Коллекторам нельзя передавать наличные, они не имеют право принимать какую-либо оплату. Все, что они могут — это предоставить платежные реквизиты, на которые следует переводить деньги в счет уплаты задолженности. Эти данные также указываются в договоре.

Что делать, если должник не брал кредитов?

Коллекторы могут звонить с требованием возвратить долг за кого-то из родственников или знакомых (например, ваш номер был указан должником при оформлении микрозайма на сайте МФО, банка). В этом случае достаточно лишь уведомить, что оплачивать долг вы не намерены, потому что законодательно нет такого обязательства. Также можно сообщить о намерении привлечь полицию (правоохранительные органы) к разрешению ситуации, если вам угрожают и предъявляют необоснованные требования. В большинстве случаев коллекторы не пожелают дальше ввязываться в бессмысленный спор. Их требования каким-либо образом связаться с должником и уведомить его — игнорировать, а также напомнить, что распространение информации о долге является нарушением ФЗ №230.

Если звонки будут продолжаться и в дальнейшем, то следует также записывать все разговоры на диктофон. А далее — подать жалобу. Как правило, после этого все претензии со стороны коллекторского агентства прекращаются.

Отказ от общения — ваше законное право

Через 4 месяца после возникновения просрочки должник имеет право написать отказ от взаимодействия с коллекторами. Это его законное право. Подавать его следует непосредственно в коллекторское агентство, обязательно — письменно. После этого коллекторы теряют возможность звонить, контактировать с должником. Они смогут лишь обратиться с исковым заявлением в суд для принудительного взыскания задолженности через судебных приставов в дальнейшем. Даже один звонок с их стороны будет являться основанием для отзыва у них лицензии.

Помощь юристов

Если коллекторы продолжают донимать вас и ваших близких звонками и визитами даже после подачи жалобы, то рекомендуется обратиться за помощью в нашу юридическую компанию. Мы поможем собрать доказательства того, что коллекторы работают незаконно, превышают полномочия, нарушают права гражданина. При необходимости — отправим отказ от дальнейшего общения или возьмем все общение на себя. Главное помнить, что деятельность коллекторов законодательно регламентирована и должник имеет право и на неприкосновенность личной жизни, и на защиту от возможных угроз.

Подытожим, полностью игнорировать общение с коллекторами — не стоит. Потому что часто с ними можно договориться и о частичном списании долга, и о реструктуризации задолженности. Но при этом важно уметь защищать свои права. Коллекторские агентства, к сожалению, далеко не всегда придерживаются правил, описанных в ФЗ №230.

Комментарии

Ваш комментарий опубликован!
Написать ещё комментарий

Нажимая на кнопку, вы даёте согласие на

Вам нужна наша помощь?
Записаться на консультацию